Открытый урок по математике в 6 классе
Учитель Макарова С.В.
Рекомендован для использования в работе молодых педагогов
Тема: «Все действия с дробями».
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма урока: путешествие.
Цели:
1) Образовательная - повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений;
2) Развивающая – способствовать формированию умения применять приемы: обобщения, выделения главного, переноса знаний в жизненную ситуацию; развитие математического кругозора в решении задач, мышления, правильной математической речи, внимания, памяти;
3) Воспитательная – содействовать формированию познавательного интереса к предмету через игровую форму работы; воспитание умения управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, жетоны.
Ход урока:
-
Организационный момент
Класс разбивается на 2 группы. Каждая группа-это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы сложения, вычитания, умножения и деления дробей. Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения. Учащиеся готовят тетради и ручки для вычислений. Каждый этап гонки оценивается жетоном: коричневый-1 балл, желтый-2 балла, зеленый-3 балла, синий -4 балла, красный-5 баллов. Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
-
«Разминка».
Вопросы для двух команд . Отвечают учащиеся той команды, представитель которой первым поднял руку. Правильный ответ-1 балл.
-
Высший балл в школах России. (5)
-
Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (сон)
-
Назовите пословицы и поговорки про сон.
-
Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
-
Наименьшее четное число. (2)
-
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
-
Треугольный платок. (косынка)
-
Масса кубического метра воды. (1000 кг)
-
Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из одной точки.(угол)
-
Соперник нолика. (крестик)
-
Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
-
Область медицины, изучающая влияние на здоровье человека всего, что его окружает. (гигиена)
Подведение итогов, вручение жетонов.
-
«Дальше, дальше, дальше…»
1 команда
|
-
команда
|
1)Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?
|
1)Что длиннее 1 км шоссе или 1000м тропинки?
|
2)Чему равно три в третьей степени?
|
2)Чему равно два в четвертой степени?
|
3)Чему равен периметр квадрата?
|
3) Чему равен периметр прямоугольника?
|
4)Как называется результат сложения?
|
4)Как называется результат вычитания?
|
5)Сколько секунд в 1 часе?
|
5)Сколько миллиметров в метре?
|
6)На что похожа половина яблока?
|
6)Чему равна половина торта?
|
7)Чему равна площадь прямоугольника?
|
7)Чему равна площадь квадрата?
|
8)Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?
|
8)Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
|
9)Сформулируйте признак делимости на 9.
|
9)Сформулируйте признак делимости на 5.
|
10)Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда?
|
10)Чему равен объем куба?
|
11)Простым или составным является число 49?
|
11)Каким, простым или составным является число 41?
|
12)Как называется прибор для измерения углов?
|
12)Как называется прибор для измерения отрезков?
|
-
«Проверяем местность».
Решить примеры и найти среди ответов, записанных на доске под определенным номером, свои ответы. Каждая команда вытягивает карточку с заданием.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5∕₉ : 12∕₉
|
1⅖ : 7∕10
|
33∕5 : ⅗
|
23∕4 : 11∕12
|
4⅔ : 2∕₉
|
6 - ⅟₁₀
|
7 - 3∕13
|
5 - ⅔
|
4 - ⅘
|
2 - ⅚
|
12∕₂₅ ∙ ⅝
|
16∕27 ∙ 18∕5
|
5∕18 ∙ 7∕10
|
21∕25 ∙ 15∕18
|
38∕5 ∙ 10∕57
|
1)7∕36 ; 2) 2; 3) 6; 4) 22∕15; 5)5∕11; 6) 3; 7) 7∕10; 8) 3∕10; 9) 21; 10) 4⅟3; 11) 3⅕; 12) 1⅟3; 13) 610∕13; 14) 1⅟6; 15) 59∕10.
Правильные ответы: 1)5, 15, 8; 2)2, 13, 14; 3)3, 10, 1; 4)6, 11, 7; 5)9, 14, 12.
-
«Составляем карту гонки».
Необходимо собрать разрезную открытку. На карточках, которые получает каждая команда, записаны 6 примеров. Каждому экипажу дана разрезная карточка с ответами. Нужно решить примеры, найти среди разрезных карточек с ответами свой ответ и сложить открытку.
-
⅜ + ⅟12 ; 2) 311∕18 + 1⅟12; 3) 5⅚ - 23∕4; 4) 27∕10 : 33∕100; 5) 18⅟3 ∙ 12∕11; 6) 2⅟15 - 8∕45
3⅟12
|
90∕101
|
425∕36
|
21⅔
|
11∕24
|
18∕9
|
-
«Гонка по пересеченной местности».
Члены каждого экипажа выходят по очереди к доске, решают пример, записывают ответ в пустую клетку. Остальные члены команд проверяют и исправляют ошибки по ходу решения.
⅟4 + ⅚ =⃝ + 1⅜ =⃝ - 15∕12 =⃝ + 3⅜ =⃝ - 25∕12 =⃝
Ответ: 2
-
«Внезапная остановка – авария».
Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля. На карточках для каждого экипажа приведены решения трех примеров, но в них допущены ошибки. Найти эти ошибки и объяснить их происхождение.
1 экипаж: 4 : 6∕13 = ⅟4 ∙ 6∕13 = 3∕26 ;
10 - 5∕9 = 109∕9 - 5∕9 =107∕9;
44∕9 - 2⅟6 = 23∕3 = 3
2 экипаж: 27∕4 : 9 = 4∕27 ∙ 9 =4∕3 = 1⅟3;
5⅖ + 1⅟4 = 63∕9 = 6⅟3;
3 - 1⅟2 = 32∕2 - 1⅟2 = 2⅟2
-
«Привал».
Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветов. Но цветы на ней необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это задание, которое надо выполнить. На доске нарисован цветок. Необходимо число на листе сложить, вычесть, умножить или разделить на число на лепестке.
37∕12 - 6⅔
: ⅟6
+ 1
∙ 6
- 1
9. «Финиш».
Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу нужно решить примеры (какой экипаж быстрее). В зависимости от оставшегося до конца урока времени можно решить один или все примеры. «Сильные» учащиеся проверяют и помогают менее подготовленным. Пример считается решенным, если его правильно выполнили все члены команды.
-
(12∕35 : 7∕9 ) ∙ 7∕18
-
(17∕25 ∙ 17∕8) : ⅘
-
2⅟4 : ( 12∕7 ∙ 22∕9 )
-
(5⅟3 ∙ 2⅟4 ) : ⅘
-
(2⅟7 : 4⅟6 ) ∙ 2⅟3.
-
Подведение итогов урока.
Определение экипажа – победителя. Выставление отметок наиболее активным учащимся. Вручение сладких призов каждому учащемуся класса.
-
Домашнее задание.
Каждый ученик получает карточку с индивидуальным домашним заданием. Задания дифференцированы по степени сложности. Учитель коротко комментирует домашнее задание.
|